Дмитрий Губерниев: Мне неловко за то, что назвал Мартена Фуркада свиньей
Перед стартом ЧМ-2020 по биатлону мы поговорили с самым известным спортивным комментатором страны Дмитрием Губерниевым. И вот что мы узнали:
— Кто виноват в провале биатлонистов
— Почему провальный биатлон смотрят по ТВ, а успешные лыжи – нет. И причем тут Вяльбе
— Чем Губерниев отличается от Урганта, Светлакова и Мартиросяна
— Почему вопрос про Черкизовский рынок – это не к новому министру спорта Матицину, и причем здесь работа охранником в казино 1990-х
— Кто звонил после резких слов о Сталине
— Почему Губерниев не рассказывает про свою семью
— Какая пародия была самой удачной
— Скандал с опросом на лучшего комментатора и личный хит-парад
— Почему случилась история с Фуркадом
«Все в биатлоне накрылось потому, что его комментирует Губерниев»
— 26 гонок Кубка мира без побед. В виде спорта, который Россия привыкла считать своим. Что происходит?
— Давайте от истоков к устью. При всем моем уважении к чемпионам, биатлон в советские годы, помимо СССР, развивали еще две страны – Восточная Германия и Норвегия. И даже при наличии Западной Германии, Швеции, нескольких других стран, конкуренция была в разы меньше. А с момента распада СССР у нас началась эра допинга. Я застал, к сожалению, те времена, хотя об этом узнал постфактум. Мы не хотели верить, понять, что эта зараза проникла глубоко. Мы проворонили момент, когда нам нужно было делать то, что мы делаем сейчас – жесточайше бороться со этим злом. А сейчас надо перетерпеть, на подходе новое поколение. Видели финиш с флагом Насти Шевченко?
— Но перед биатлонным чемпионатом мира как-то муторно и неприятно. А у вас какие предчувствия?
— Тревога и волнение есть. Мы понимаем, насколько сложно будет на фоне роскошных французов, великолепных норвежцев, поднимающихся немцев и многих других сборных. Но я верю в тренерский гений Хованцева. В то, что тренеры женской команды Норицын и мужской Белозеров при подключении к ним Пальховского подготовят команду к чемпионату. Не удивлюсь, если мы выступим не хуже, чем на прошлом чемпионате. Две-три медали – это нормальный для нас уровень.
— Но по количеству отмазок, кажется, этот сезон – рекордсмен у нас. Мы слышим: снег не той жесткости, машины шлифовальной нет, патроны не той системы, смазчики ошиблись, горы не те…
— Вы забыли главную причину неудач – все накрылось потому, что биатлон комментирует Дмитрий Губерниев. Это я окружил спортсменов таким вниманием, что не выдерживают люди давления. Какие-то идиоты говорят, что мы ходим к кому-то по номерам, собираем интервью, ловим спортсменов, следим за ними… Но я уже взрослый дядька! Мне 45 лет! О каких номерах мы говорим?! Я давно знаю, что если хочешь что-то узнать о спортсмене, поговори с тренером. Но я согласен — пусть все шишки валятся на меня.
«Спорт – это шоу. Кто этого не понимает, застрял в бюджетных деньгах»
— А вам самому как? Комментировать не победы, как все привыкли, не гнать сборную России на финише за «золотом», а постоянно оправдывать неудачи?
— Биатлон сейчас переживает чудовищную историю. Если в биатлоне не будет наших, его все равно будут смотреть. Это чудовищно! Конечно, мы всех наших зовем к победе. Мы болеем за своих! Но процент людей, которые интересуются биатлоном, как хорошим сериалом, растет. Спорт – это шоу! Я должен делать это шоу. Мы должны делать так, чтобы когда идет программа «Биатлон с Губерниевым», люди переключали с сериалов на Первом, с политических программ на «России», ушли с канала «Культура». И — О, Боже мой! — пришли на «Матч ТВ»!
Мы делаем шоу для людей. Для спортсменов это тяжелый труд, для смазчиков — труд, для тренеров. Но для всех остальных людей, что на диване у телека, это шоу! Которое, как известно, Must Go On. Люди, которые этого не понимают, застряли в двадцатом веке. А, скорее всего, застряли в бюджетных деньгах. Потому что можно ни черта не делать, но маленький ручеечек при этом из Минспорта РФ, из федерации, из госбюджета РФ будет течь.
— Намек на Вяльбе?
— Это даже не намек. Когда Саша Легков сказал, что лыжники понимают, как им нужно шоу в репортаже на Первом, я заплакал. Мне горько видеть, что рейтинги самых успешных гонок на Первом проигрывают самым неуспешным гонкам в биатлоне. Лыжи смотрят пло-хо! Даже при наличии такой команды! Победа Большунова на «Тур де Ски» — первая за три года! Обладая таким количеством талантов, наша сборная не выиграла ни одного «золота» на Олимпиаде, на чемпионате мира — задумайтесь! По одаренности лыжная сборная ярче, чем биатлонисты. Все это понимают. Но мы же не сравниваем «Барселону» с королевским «Металлистом»?
— Вы «в этом бизнесе» спортивного комментатора сколько уже?
— Больше двадцати лет. 23 года будет.
— Вам не надоело?
— Это частый вопрос, его обычно задают друзья-артисты.
— Потому что все вас видели в Comedy Club. Все вас видели у Урганта. Вы можете успешно играть в этой лиге.
— И я играю. В советские годы никогда комментаторы, не работавшие на футболе или хоккее, не были звездами первой величины. И второе, может, более ценное – спортивные комментаторы, включая Вадима Синявского, Николая Озерова, Котэ Махарадзе, Владимира Маслаченко, Нину Еремину, Анну Дмитриеву, никогда не работали на крупнейших площадках страны вне спорта. А я горжусь тем, что испытываю кайф, когда работаю на «Огоньках» на «России», когда комментирую «Евровидение», веду кремлевские концерты, пою в Большом театре. Мне это нравится. И пусть мне предъявляют, что раньше ты был спортивным комментатором, а стал шоуменом! Да я всю жизнь таким мечтал быть. Я всегда объясняю моим коллегам-футбольным комментаторам: ребята, те люди, с которыми мы должны конкурировать, это Гарик Мартиросян, Дима Нагиев, Ваня Ургант, Дмитрий Дибров… С ними, у которых, как и у Сережи Светлакова, замечательные рекламные контракты и прекрасные площадки! Но вопрос знаете в чем интересный?
— В чем?
— Я же со всеми работал, кто есть. С Пугачевой вели, с Ротару вели, с Нетребко я пел… С Мацуевым играл даже! Но! Если брать коллег, вот я, как они, шоуменом быть могу. А они, как я комментатором, нет.
— Почему?
— Мы, комментаторы, живем в прямом эфире, у нас колоссальный опыт, мы можем рассказывать обо всем, это касается не только спорта. А когда прямое включение, сразу виден уровень, часто ли человек работает в режиме лайф или нет. Для нас это драйв, а не стресс. Мне не надо прыгать с парашютом, чтобы растрясти гормональную систему. Ко мне вот придет министр спорта, буду его пытать 20 минут. И не только о том, какой молодец Олег Васильевич Матыцин. Это тоже драйв. Он ответит на ряд вопросов, которые у меня внутри. На злобу дня, раз уж он на хозяйстве.
— И про Черкизовский рынок ответит?
— Он в той истории ни при чем. Там был человек, он ушел из жизни, поэтому я буду осторожен. Валерий Кузин, бывший ректор РГАФК. Это его история. Я был студентом этого РГАФК, и подрабатывал охранником в казино «Карусель». А он проигрывал там десятки тысяч долларов. Именно Кузин мне вручал красный диплом, а потом в казино через неделю приходит, сильно пьяный ко мне подходит: «Где-то я тебя видел». Ректор РГАФКа – своему студенту! Тогда он и проиграл там крупно, а нам не заплатили стипендию за последний месяц. Это был 95-й год. Так что «Черкизовский рынок» — это история Кузина. Матыцин возглавил ВУЗ уже после.
«Не надо мне рассказывать про гений Сталина. «Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат…»
— Давайте про «растрясти гормональную систему». У меня такое ощущение, что вы специально провоцируете в телеграмме и инстаграме своих оппонентов. Зачем? Вам скучно?
— Иногда да. Интересная история. «Дмитрий, а зачем вы так общаетесь с вашими подписчиками?». Человек меня оскорбляет, я его посылаю в ж… Послушайте, это моя площадка! Я мало этим занимаюсь — художник должен быть не восприимчив к ударам критики. Но это моя страничка, я не в эфире отвечаю.
— У вас там есть один внимательный читатель — экс-глава Союза биатлонистов России Александр Тихонов. Но не слишком ли сильный эпитет «старый пердун» по отношению к четырехкратному олимпийскому чемпиону?
— Давайте будем подразделять. Двадцатый век и величие спортсмена. И двадцать первый век, что с этим спортсменом стало. Тут не ко мне — тут к доктору. Тихонов за что на меня обиделся? За то, что я поддерживаю Драчева, мы и с тренерским штабом друзья. И тут ты начинаешь про тренеров! Да вы работали в эпоху абсолютного ЭПО! Вы довели страну! При вас жрали со страшной силой! И вы не били в набат! А мы сейчас это расхлебываем! И вы сейчас позволяете себе такие замечания в сторону наших тренеров?! Да, тренеры заслуживают критики. Жесткой! Но давайте будем подразделять величие спортсменов ХХ века и вот эту вакханалию ничего не делающих пенсионеров, которым то ли скучно, то ли есть проблемы душевного свойства.
— Ваша цитата про Сталина: «Мне хочется спросить: а где он был в первые три дня войны?..». И далее по тексту. Это сознательная провокация?
— Это моя гражданская позиция. Я закрыл эту тему, после того, как поднялся вот этот кипеш, но это моя гражданская позиция.
— Вас удивило, сколько людей вас атаковало после этих слов?
— Да, меня удивило! Я ожидал несколько другого. И самый приятный мне был звонок – директор музея «Дома на набережной». Она сказала: «Такого количества людей, которые просили передать вам спасибо и слова поддержки еще не было». Родственники репрессированных, оставшиеся без родителей, которые приходили в этот самый дом. Некоторые там даже жили до войны, будучи маленькими.
Коля Валуев, Зюганов, кто-то еще может говорить разные вещи. Но об этом много раз заявлял и президент, обозначая и свое отношение к репрессиям, к тому горю, которое свалилось на нашу страну. И до войны, и во время войны. Это ничем нельзя оправдать. И когда мне начинают рассказывают про то, гений Сталина, про то, что в первые несколько дней была интенсивная… Знаете что, расскажите об этом тем, кто в Киевском котле остался. Кто был в первые дни войны захвачен врасплох. Помните слова? «Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат…». Спросите у них, из-за чего мы лишились регулярной армии? А потом собственной кровью ковали эту победу! Героическую.
— Но для вас День Победы – это праздник?
— Для меня День Победы – это праздник со слезами на глазах. У меня воевали деды, родственники. Я горжусь своей великой Победой, великим народом, армией. И в то же время я понимаю, какие страшные жертвы мы понесли в этой самой страшной войне. Но мы – народ-победитель.
«У меня есть любимая женщина, дети, родители, но я сознательно закрыл эту часть своей жизни»
— Вы сказали, что вы толстокожий человек.
— Я стараюсь быть. Публичные люди обязаны быть такими.
— Ок, вас все эти комментарии в ваш адрес не пробивают. Но у вас есть родные, близкие.
— Родные и близкие тоже живут в этом социуме, понимая, что это часть моей профессии. Если вы зайдете сейчас в инстаграм к Криштиану Роналду, Хабибу, Ольге Бузовой, Вани Урганта, вы увидите не только поклонников, но и огромное количество хейтеров. Но я же отдаю себя отчет, что количество хейтеров, ненавистников прямо пропорционально уровню популярности. В то же время я хожу по улице, и не было ни одного еще человека, который бы подошел и в лицо мне сказал что-то неприятное. Меня просят прижаться на обочину, если кто видит в пробке, например, на светофоре, чтобы сфотографироваться. Я живу в реале. И вижу, как пилоты, пассажиры авиалайнеров, стюардессы, люди на контроле говорят мне «спасибо за работу». А сегодня, например, я зашел в студию, где сидело несколько сотен молодых людей на съемке программы на канале ТНТ у Азамата Мусагалиева. И все поскакали со своих мест и начали кричать «Рос-си-я!».
— Я восхищен, как вы от темы родных свернули в другую сторону. У меня такое впечатление, что вы сознательно закрыли эту часть своей жизни.
— Если вы говорите про личную жизнь, конечно, да. Это сознательное решение. Что вы от меня хотите услышать? У меня все хорошо и в порядке. Есть любимая женщина, есть дети, родители. Все хорошо.
— Их ваши хейтеры не задевает?
— А как они могут задевать? Мои родные же ходят со мной по улицам, видят, что нормальное ко мне отношение. Я собрал группу Guber band, выпустил диск «Губерниев у микрофона». Концерт давали Guber band – на сто с лишним человек. Да, немного, но зал полный. И люди даже билеты покупают.
— Это еще одна ваша работа?
— Нет, это еще одна часть жизни. Я так живу. Я сделал макси-сингл, потратив кучу денег на авторские права, на песни, на музыкантов еще перед Сочи. Я зарабатываю другим, но я вижу реакцию людей. И когда я пою песни неизбитые, доставая из моего подсознания, я не просто их пою, не просто читаю стихи. Я рассказываю об этих забытых уже авторах. Я очень люблю песни Руслана Горобца, например. Он был руководителем ансамбля «Рецитал» при Алле Пугачевой. Он великолепный музыкант. Яак Йоала пел песню «Время мчится», мы тоже ее исполняем сейчас. Он умер на Украине фактически в одиночестве и нищете. На похороны к нему никто не приехал. Я не был с ним знаком, но я считаю своим долгом рассказывать об этих людях. Александр Барыкин, Александр Монин – это солист группы «Круиз». Они ушли из жизни, мы не были знакомы, но я слушаю их песни. А сейчас рассказываю о Монине, о Барыкине, как о близких мне людях. Мне кажется, что сеять разумное, доброе, вечное – это здорово.
«Лучшая пародия на меня была в «Большой Разнице». Где «я» шарфик «Анжи» вяжу»
— Один из критериев популярности – пародии. У вас есть личный хит-парад?
— Прекрасная пародия была в «Большой разнице» после знаменитого перерыва матча «Спартак» — ЦСКА, когда «я» там вязал шарфик «Анжи» рассказывал, что инопланетяне среди нас. Очень тонко было сделано. Азамат Мусагалиев нередко «дает Губерниева», и делает это талантливо, это его хлеб. В КВН Ваня Абрамов делал. И я счастлив — мне нравится.
— Недавно на сайте sports.ru было голосование за лучшего комментатора десятилетия. Закончилось скандалом – вас обвинили в накрутке голосов. Что это было?
— Когда ты объявляешь конкурс на лучшего комментатора, но там не будет моей фотографии, то туда зайдет в несколько раз меньше людей. Потом начинается голосование, где оказывается компьютерная система настолько незащищенная, что кто-то может прийти и накрутить голоса. Кто? Может, организаторы, может мои хейтеры, может, мои поклонники. А оказалось, что виноват я. Я тут ни при чем, но все хайпанули в итоге! Я хайпанул, сайт хайпанул, всем классно и здорово. Но давайте будем тут честными, выборка нерепрезентативна. И относиться серьезно, выиграл ли я этот опрос, занял ли я там последнее место или меня там вообще нет, я серьезно не могу.
— Хорошо, ваш список лучших комментаторов десятилетия?
— С себя начинать не буду, хотя пусть это будет не скромно, но думаю, что туда немножко вхожу. Я себя не люблю переслушивать, мне не нравится, но несколько крутых вещей было.
— Например?
— Стоп, мы сейчас не обо мне, а о коллегах. Список лучших за десять лет. Безусловно, здесь Уткин. Безусловно, Владимир Стогниенко. Конечно, Юрий Розанов. Александр Елагин, Алексей Попов, Владимир Стецко – волейбольный комментатор, он великолепен. Роман Скворцов – хоккей, баскетбол. Александр Хаванов, кстати. Сергей Гимаев, естественно. Само собой Сергей Курдюков. Богословскую сюда же отнесу — Ольга прекрасный комментатор.
— Теперь про те вещи, про которые вы можете сказать «это было круто».
— Победа четверки парной в Афинах – это как моя первая любовь. Победа Максима Опалева в Пекине – это было круто. Победа Ларисы Ильценко, нашей пловчихи в том же Пекине. Биатлонных побед не счесть. Победа Легкова на Олимпиаде. Победа наших девочек в Оберхофе, когда я просто плакал от счастья. За этот репортаж и дали «Тэффи». Победа Шевченко накануне – биатлонистки юной Насти. Я горжусь тем, что это было круто. Но, конечно, Сочи. Я вчера пересматривал церемонию закрытия, меня накрыло после эфира. Смотрел, как плачет Мишка, музыка Артемьева… Это все было круто. Не круто, знаете, что было?
— Что?
— Не доверить Александра Николаевне Пахмутовой написать мелодию для Олимпиады. Вы можете вспомнить песни, которые из новеньких? Их никто не помнит. Ощущение, что этого не было. А была великая музыка Артемьева «Свой среди чужих» и не менее великая олимпийская мелодия Александра Николаевны. Она не потеряла форму, она хотела, мечтала, но другие люди подсуетились… И это чудовищно.
«Если я кого-то раздражаю – это тоже приятная эмоция»
— А провалы? У вас бывает, чтобы часа в три ночи не заснуть, потому что вы перебираете свои ошибки.
— Разные были моменты. Мне сейчас неловко за историю с Мартеном Фуркадом (Фуркад в разгар допинговых скандалов во время награждения ушел с подиума, не пожав руку сборной России. «Мартен – ты свинья», — прокомментировал Губерниев в репортаже – прим. ред ). Сейчас у нас великолепные отношения, и я понимаю, что он имел в виду. Но, поймите, тогда я впрягался даже не только за Логинова, а за страну в том числе. Это правда. Много было нюансов, и я тогда ответил жестко. А мы с ним потом помирились, сейчас он знает о моей поддержке. И теперь меня уже обвиняют в другом: как же, ты его называл свиньей, а теперь вы с ним!
— Это самый неприятный момент?
— Врет тот комментатор, который считает, что у нас трудная работа. Трудная – это у тех, кто из Твери в Москву фуры гоняет каждый день. За, наверное, очень небольшие деньги. А мы объездили весь мир, мы летаем, прекрасно себя чувствуем, поэтому я не буду говорить, что да, у меня бывает восемь включений в день, два репортажа… Я как Маргарет Тэтчер, которая была леди «Железный мочевой пузырь» в прямом смысле не могу никуда отойти на протяжении многих часов, пяти-шести часов. Но если серьезно, то я счастливый человек. Я получаю огромное удовольствие от своей работы. Я вижу, что удовольствие получают зрители. Те, кого я раздражаю, они тоже получают удовольствие, потому что раздражение – эмоция приятная. Послушайте, зайти на страницу, написать гадость! Вот, слушайте, я люблю группу «Iron Maiden». И я, например, не хочу никого обидеть, не люблю группу «Самосвал», если такая есть. И каким же надо быть человеком, чтобы найти страницу этой группы, зайти и что-то написать? Значит, волнует это все! Я волную людей. Это классно.
— Вы в комментаторстве «Iron Maiden» или Филипп Киркоров?
— «Iron Maiden» тоже достаточно коммерческая музыка. И здесь сравнение не очень удачное с вашей стороны. Есть такой жанр AOR. Это музыка с коммерческим оттенком. Даже то, что «Scorpions» делали… Или «Accept» с альбомом «Metal Heart» со значительно мягким звучанием гитар. Люди начали активно добавлять клавиши. Посмотрите альбом «Kiss» 83-84-го и года 87-го. А я стараюсь варьировать. Если я сейчас врублю «Motorhead» в эфире, и, погружаясь в недра биатлона буду рассказывать устройство винтовки, аудитория отвернется. Людям нужны люди.
— У вас музыкальная жизнь, шоу, звезды, корпоративы… А мы опять про биатлон.
— Как сказал мой любимый артист Менглер в одном фильме, это потому что я люблю вариации. Но подходят редакторы перед шоу: «Дмитрий, как вас представить?» — «Просто Дмитрий Губерниев, спортивный комментатор». И только потом если уж нужно, то через запятую шоумен, и жнец, и жрец, бременский музыкант, диктор всесоюзного телевидения и радио, ютьюб-шоумен и все что угодно.